lialanvert

31.07
01:42

Завидуйте мне!


У меня есть эта книга!Честно говоря, я сама себе завидую. Не знаю почему. Как-то завидуется отчего-то. Наверное оттого, что я ее очень давно хотела и не могу поверить, что в конце концов все-таки заказала и теперь могу подержать, полистать, понюхать и полизать. А также открыть на любой странице и перечитать любой абзац. Или найти приглянувшиеся картины и еще раз рассмотреть их - благо качество печати позволяет делать это хоть с лупой - как я делала, например, с картиной Фрагонара "Качели" (слетающая с ноги изящная нежно-розовая туфелька, как мне кажется, и сейчас может повергнуть ниц любого, не только юношу восемнадцатого века, изображенного в нижнем левом углу).Но сила и достоинство книги не только в подборе, качестве и количестве иллюстраций - хотя с этого знакомство с книгой начинается, продолжается и заканчивается. Дело в тех словах, которые сопровождают всю эту феерию.Я врать не стану. Я не поняла и половины того, что там написано. Я ожидала, что мне расскажут о том, как менялось представление об идеальной форме носа или самом красивом разрезе глаз, но получила что-то совершенно иное. О носах, глазах и ушах вы не найдете ни слова. Это утешит тех, кто недоволен своим носом, глазом или ухом - ибо не в этом красота :) Все значительно серьезнее, проще и непонятнее одновременно. К красоте Умберто Эко и Джироламо де Микеле (второй автор) подходят не как к набору каких-то деталей, не как к отдельно взятым элементам, а как к системе. Их интересует не мелочь вроде ширины плеч или длины мизинцев, а сама концепция Красоты, ее суть, ее идея и ее наполнение. В чем секрет красоты? В пропорции? В целесообразности? В гармоничности? Во внутреннем свете? В изяществе? В общепринятости? Да - и нет. Каждый век диктует свои законы, не забывая хулить и восхвалять законы века минувшего.Это непопулистская книга, она непросто написана. Но я старалась читать ее вдумчиво, не ленилась прочитывать те цитаты, которые авторы подобрали в подтверждение своих рассуждений, не стеснялась перечитать два или три раза одно и то же - постепенно передо мной открылось нечто много большее, чем ожидаемая галерея красивых пяток. Передо мной, сменяя друг друга, представали элементы культурного мировоззрения людей, которые жили за сотни лет до моего рождения. Иногда у меня получалось понять то, о чем говоря авторы, настолько, чтобы смотреть на картину своими глазами, а видеть ее глазами современника. Впрочем, я зря грешу на книгу, говоря, что она не дает зримого представления о том, как менялось представление о красоте человеческого тела из века в век. Со страницы 16 по страницу 35 представлены 11 сопоставительных таблиц, на которых мелко, но вполне внятно представлены основные портретные сюжеты мирового искусства, как то: Венера (обнаженная, одетая, лицо) и Адонис (обнаженный, одетый, лицо) как воплощения женской и мужской красоты, король и королева, Иисус и Мария, пропорции человеческого тела. Очень наглядно и интересно.Единственное, чем можно попрекнуть авторов - это тем, что книга исключительно европеизирована. Я понимаю, что концепция прекрасного, скажем, в Китае и Японии никак не пристроится в соответствующие разделы европейской живописной, литературной и архитектурной традиции, но все равно хочется. Всегда мне обидно, что многие древние цивилизации: Индия, Китай, цивилизации Северной и Южной Америки - не входят в такие сборники. И получается в результате, что знаем мы о них удручающе мало.Россию авторы тоже, по-видимому, отнесли к странам далекого Востока. А может, решили, что мы никогда не поспевали за мировыми тенденциями в искусстве (и красоте), поэтому в издании ровно одна картина написанная русским художником. И как это ни прискорбно, картина эта вышла из-под пера Казимира Малевича - "Черный квадрат и красный квадрат" 1915 год.А вообще в подборе иллюстраций мой личный вкус был удовлетворен: любимые зарубежные художники (и Гауди как представитель архитектуры) был представлены. Стоп. За исключением Альфонса Мухи - недочет, ибо говоря об арт нуво и арт деко не только можно, но и нужно было вставить пару его работ.Но у меня язык не поворачивается ругать авторов еще по одной причине))) Во всех подборках Адониса и в конце книги - в разделе о "красоте потребления" (в том числе звездах кинематографа) - представлен Марлон Брандо! Итого четыре фото! После такой "взятки" мой мозг не может выдавать критические суждения. В чувство его приводит только досадная ошибка (уж не знаю чья - то ли Эко, то ли наших переводчиков-редакторов): в сопоставительной таблице "Адонис одетый" фотография Брандо взята из фильма "Дикарь", а написано "На набережной", хотя такого фильма вообще нет (вероятно, имелся в виду фильм "В порту"). Но это так - мелким шрифтом, и вообще никому не интересно, кроме меня.Обязательно еще раз перечитаю эту книгу "набело", чтобы текст критиков, репродукции картин, фотографии скульптур, статуэток и архитектурных сооружений, выдержки из философских и религиозных трактатов, цитаты из художественных произведений и мой собственный опыт сложились в полноценную и полнокровную Историю Красоты.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).